Лучевой метод лечения злокачественных опухолей лица
Лучевой метод лечения опухолей лица
История лечения опухолей
лечениt злокачественных опухолей лица
 опухолей носоглотки. Методы лечения

Лучевой метод лечения злокачественных опухолей лица

Лучевой метод лечения больных со злокачественными опухолями лица и полости рта является наиболее применяемым. У больных с опухолями органов полости рта он используется в 88,7%, причем в 72,4% в качестве самостоятельного, особенно при ранних стадиях заболевания.
Для лучевого лечения злокачественных опухолей в челюстно-лицевой области применяются близкофокусная и глубокая рентгенотерапия, дистанционная гамма-терапия, тормозное излучение высоких энергий, контактное облучение с использованием радиоактивных препаратов. Применение современных методов лучевой терапии при начальных стадиях рака кожи, нижней губы, органов полости рта позволяет часто достигнуть полного излечения. Проводят курс облучения в общей дозе 60—80 Гр. При лечении более распространенных опухолей этих локализаций, а также рака челюстей лучевую терапию комбинируют с хирургическим вмешательством.
Любому виду лечения предшествует тщательная санация полости рта. Изо рта целесообразно удалить все металлические протезы и металлические пломбы зубов, находящихся в зоне облучения. Следует учитывать повреждающее действие ионизирующей радиации на зубочелюстную систему, которое наблюдается у 50% больных при суммарной дозе 100 Гр. В здоровых зубах возникают лучевой кариес, некроз пульпы и пародонтит Любые хирургические вмешательства в облученной зоне даже через несколько лет после лечения могут привести к развитию лучевого некроза челюстей. Для предупреждения такого осложнения некоторые авторы рекомендуют перед лучевой терапией удалять даже интактные зубы, находящиеся в облучаемой зоне. Более целесообразно для предупреждения поражающего действия ионизирующей радиации покрывать коронки зубов защитными каппами из самотвердеющей пластмассы.
Для профилактики осложнений при лучевом лечении рака нижней губы Н. Я. Молоканов предложил УВЧ-гипертемию и термохимиотерапию, позволившие уменьшить СОД (суммарно очаговая доза) на 20% при термолучевой терапии и на 50% при термохимиолучевой терапии.
Отдаленные результаты применения термолучевого и термо-химиолучевого лечения больных раком нижней губы в нашей клинике оказались эффективными, количество рецидивов и продолженного роста опухоли сократилось по сравнению с общепринятыми методами лучевой терапии.  Для уменьшения лучевой реакции кожу лица смазывают полимиксиновой мазью, эмульсией алоэ (готовые прописи). Назначают полоскание рта 0,25% раствором новокаина, по показаниям — антибиотики, в том числе нистатин. Внутрь дают витамины, лейкоген по 0,02 г 3 раза в сутки, глютаминовую кислоту по 0,25 г 3 раза в сутки. Целесообразно переливание крови или тромболейкоцитарной взвеси. Периферическую кровь — число лейкоцитов, тромбоцитов и формулу белой крови — необходимо исследовать не реже одного раза в 5—б дней. Лучевое лечение следует прекращать при появлении общей реакции (слабость, рвота, жидкий стул, металлический вкус во рту), влажного эпидермита и сливного эпителиита. Облучение отменяют также при снижении числа лейкоцитов ниже 3.103, тромбоцитов — ниже 1.105, лимфоцитов ниже 9% при нормальном содержании лейкоцитов.
При лучевой терапии больных злокачественными опухолями челюстно-лицевой локализации нередко возникают радиационные поражения мягких тканей и костей лица. Наряду с опухолями на лучевое воздействие реагируют и здоровые ткани (кожа, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта, зубы). Наиболее выраженные изменения проявляются на слизистой полости рта. В результате выраженности геморрагического синдрома образуются очаги кровоизлияний, которые затем изъязвляются, что приводит к повреждению тканей.
Из-за поражения слюнных желез возникает ксеростомия, что отрицательно влияет на состояние зубов и тканей пародонта. Лучевые поражения тканей зуба развиваются в определенной последовательности: сначала наступают изменения в пульпе, затем в твердых тканях зуба (Е. И. Гаврилов, Л. П. Степанцова). Разрушение зубов в результате лучевой терапии были названы «лучевым кариесом» или «одонтонекрозом». Этот процесс начинается с появления точечного очага в области эмалево-цементного соединения, затем он распространяется циркулярно, охватывая шейку зуба. Цвет таких зубов обычно изменяется, коронки становятся сероватыми, коричневыми или черными. Из-за деминерализации эмали и дентина происходит вначале резко выраженное стирание жевательных бугров, затем всей коронки до уровня десны. Некроз эмали быстро распространяется по коронке зуба, поражается дентин, в результате чего зубы совершенно безболезненно разрушаются . Постепенно в патологический процесс вовлекаются ткани пародонта. Затем поражается костная ткань и возникают лучевые остеомиелиты (некрозы челюстей).
По сводным данным литературы, частота лучевых остеомиелитов нижней челюсти составляет 3,6—37% (Ю. И. Воробьев). Относительно времени возникновения и развития лучевого некроза челюстей в литературе приведены неоднозначные данные, они колеблются от нескольких месяцев до 9—10 лет. Одним из первых диагностических признаков лучевого некроза челюсти является остеопороз, выявляемый рентгенологически.
Для радиационных некрозов не характерна выраженная демаркация между некротизированными и здоровыми участками кости, наблюдаемыми при одонтогенных остеомиелитах.
По мнению большинства исследователей, в патогенезе лучевых некрозов играют роль три основных фактора: повреждающее действие ионизирующей радиации, инфицирование и травма. По данным Зоннабенда, поражение зубочелюстной системы происходит при назначении суммарной дозы 25 Гр у 25% больных, 100 Гр — у 50% и 150 Гр — у 80% больных.